Реализация предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР

No Gravatar

Реализация предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР


 

ОРКСЭ

 

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций (объем 34 часа) во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р. 

 

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

Курс является обязательным, но  модуль курса, выбирают родители или законные представители ребёнка. Родители могут выбрать для своего ребёнка один из модулей. Вариантов несколько:

  • Основы православной культуры;
  • Основы светской этики;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры.

Семью никто не вправе заставить выбрать какой-то конкретный модуль, а школа обязана учить любому из выбранных. Чтобы не ошибиться с модулем, стоит выбирать вариант, который соответствует ценностям семьи. Уроки ОРКСЭ проводят педагоги школы, а не представители духовенства.

Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»

Россия наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный  храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Содержание учебного модуля «Основы исламской культуры»

Россия наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Содержание учебного модуля «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Содержание учебного модуля «Основы иудейской культуры»

Россия наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»

Россия наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и  многоконфессионального народа России.

Содержание учебного модуля «Основы светской этики»

Россия наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основные особенности:

  1. Преподают данный курс в школе светские педагоги (светский характер).
  2. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
  3. Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
  4. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья, культурная традиция.
  5. Школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей )
  6. Курс безоценочный.

 

ОДНКНР

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ. ОДНКНР является обязательной предметной область. для изучения. Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации, Примерной основной образовательной программе основного общего образования возможны три формы реализации ОДНКНР: занятия в урочной форме за счет часов учебного плана формируемого участниками образовательных отношений, во внеурочной деятельности, а также путем включения тематических разделов, материалов в содержание основных гуманитарных дисциплин (история, обществознание, литература и др.). Рекомендуется реализовать в школе все эти три формы для создания лучших условий духовно-нравственного образования, воспитания обучающихся. При этом в урочной форме необходимо реализовать ОДНКНР не менее 64 часов. Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через три выше перечисленные формы относится к компетенции конкретной образовательной организации, которая и несет ответственность за качество создания условий по духовно-нравственному воспитанию.

Требования к результатам освоения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 11.6. ФГОС ООО)

 

Банк успешных практик реализации предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР